Николай КОЛУПАЕВ,
главный редактор журнала «Энергетика»
Тимур НУРУМОВ,
выпускающий редактор журнала «Энергетика»,
г. Алматы.
C 1 января 2019 года наряду с рынком электрической энергии в Казахстане начал функционировать рынок электрической мощности, направленный на обеспечение инвестиционной привлекательности сектора генерации электроэнергии, с введением которого существующий тариф на электрическую энергию разделён на две составляющие: тариф на электроэнергию и тариф на мощность.
Если ранее модернизация, масштабные реконструкции и строительство новых энергоисточников станций проводились за счёт реализации электроэнергии по цене не выше предельных тарифов, то с 1 января 2019 года все инвестиции предприятия будут получать за счёт рынка электрической мощности.
К сожалению, в нынешней модели рынка мощности есть ещё много недостатков. Претензии к этой модели неоднократно высказывались энергетиками крупных предприятий.
Много нареканий как со стороны поставщиков, так и со стороны потребителей вызывает и качество электрической энергии.
Именно это побудило Союз инженеров-энергетиков Республики Казахстан провести 14–15 марта Международный производственно-технический семинар на тему: «Интеграция рынка электрической мощности. Компенсация реактивной мощности. Качество электроэнергии в системах электроснабжения».
Весеннее настроение подогревало яркое алматинское солнышко, а тёплая весенняя погода – создавала дружескую атмосферу общения участников семинара, заполнивших зал учёного совета Алматинского университета энергетики и связи.
Как всегда семинар открыл генеральный директор Союза инженеров-энергетиков Республики Казахстан Марат ДУЛКАИРОВ.
Поприветствовав собравшихся, Марат Турганбекович озвучил программу мероприятия, которая разбита на три основных направления: первая – обсуждение проблем с качеством электроэнергии; вторая – состояние энергопредприятий после введения с 1 января рынка электрической мощности; и третья – о независимой сертификации профессиональных квалификаций инженеров-энергетиков.
Затем он остановился на изменениях, прошедших за последнее время в энергетической отрасли Казахстана.
– За последнее время в Казахстане произошли значительные кадровые изменения во властных структурах. Будем надеяться,что эти изменения окажут на нашу отрасль положительное влияние.
Жаль, что последние 30 лет из всех отраслей топливно-энергетического комплекса электроэнергетика находится если и не на задворках государственного и общественного внимания, то во всяком случае не числится среди «локомотивных» отраслей экономики. Основные события крутятся вокруг нефтяной, газовой промышленности, в то время как электроэнергетическая сфера живёт своей тихой будничной жизнью. А ведь это стержень народного хозяйства. Ведь без электричества не будет не только света и тепла, но и газа и нефти.
Союз инженеров-энергетиков многократно обращался к властным структурам с предложением восстановить в полном объеме надзорные функции КАЭНК, расширить и усилить полномочия территориальных подразделений Госэнергонадзора. К сожалению, наши предложения пока остаются без должного внимания.
Что касается наших текущих дел.
Осенне-зимний период мы прошли довольно благополучно. Во многих областях Казахстана наступила весна. Максимум потребляемой мощности зимнего периода был в 19 часов 26 декабря и составлял 14 840 МВт. Это максимальный показатель за всю историю независимого Казахстана. Потребление по прошлому году составило 103 млрд кВт∙ч. В части потребления мы впервые вышли на уровень (и даже превысили) 1991 года. Выработка составила 107 млрд кВт∙ч. Избыток (4 млрд кВт∙ч) был продан в соседние страны.
Поскольку потребление электроэнергии является отражением состояния экономики, можно сделать вывод, что народное хозяйство поднимается, мы встаём на ноги.
Я бы хотел ещё раз остановиться на том, что в этот зимний период была введена в строй третья линия электропередачи 500 кВ «Экибастуз – Семипалатинск – Талды-Курган – Алматы», которая с учётом уже действующих линий дала возможность с севера на юг страны пропустить до 2100 МВт. Это эпохальное мероприятие, и я не ошибусь, если скажу, что это не просто красивые слова. Жаль, что нигде эта линия особо не рекламировалась. А ведь она резко сократила энергодефицит южных областей Казахстана, позволила увеличить надёжность электроснабжения страны. Именно благодаря этой линии юг Казахстана прожил зиму благополучно.
Это говорит о том, что электроэнергетика как в руководстве страны, так и в средствах массовой информации находится на задворках. Хотя в целом дефицит электроэнергии по южному Казахстану сохранился. Это касается Южно-Казахстанской и Жамбылской областей.
Сегодня два объекта – это третья линия электропередачи 500 кВ и Мойнакская ГЭС спасли юг Казахстана, особенно мегаполис Алматы, от всевозможных погашений электроэнергии. Несмотря на низкий уровень воды в Бестюбинском водохранилище Мойнакская ГЭС всё же, работая на пределе, выдавала 300 МВт и помогла электроснабжению южного региона.
Что касается строительства Южно-Казахстанской ГРЭС, то оно было приостановлено из-за объективных и субъективных причин и разногласий с инвестором – корейской стороной. Я надеялся, что с вводом рынка электрической мощности, что и требовали южнокорейцы, они вернутся. Но этого не случилось.
Несколько лет назад было организовано предприятие «Казахстанские атомные электростанции», которому на сегодняшний день поставлена задача выбора площадки под строительство АЭС. Рассматривались две площадки – одна в Восточно-Казахстанской области, другая – территория ЮК ГРЭС. На мой взгляд, ей должен быть предоставлен приоритет.
На АЭС предполагается ввести 2 блока мощностью по 1200 МВт каждый, т. е. общая мощность составит 2400 МВт. В каждом блоке будет по два генератора мощностью 600 МВт каждый. Для режимщиков, которые присутствуют в этом зале, понятно, что это с точки зрения надёжности электроснабжения размещение АЭС на площадке ЮК ГРЭС наиболее целесобразно.
В конце мая 2019 года должны определиться с будущими заказчиками, будут закончены тендерные мероприятия и будут определены возможные сроки строительства АЭС в Казахстане.
Теперь вернёмся к тематике нашего семинара. Сначала мы поговорим о проблемах качества электроэнергии, затем обсудим начальные результаты введения ранка мощности, и в заключение рассмотрим вопрос сертификации профессиональных квалификаций инженеров-энергетиков. А завтра посетим новую подстанцию 220/110/10 кВ.
Что касается ранка электрической мощности, то он введён с 1 января текущего года. Собирались ввести балансирующий рынок электроэнергии, который сейчас работает в имитационном режиме. Пока его введение отложено.
Поскольку мы говорим про рынок, то теперь электроэнергия стала товаром. Поэтому надо говорить о «весах» и о качестве. По определению веса электроэнергии у нас современные приборы уже есть, которые фиксируют множество параметров. А вот что касается качества, то в данном вопросе пока имеется огромный пробел. И связан он с тем, что качество электроэнергии не контролируется. Нет соответствующих нормативных правовых документов, нет физической возможности у Госэнергонадзора его контролировать, внедрять систему «кнута и пряника», как это было в советское время.
Наши сертифицированные приборы всё ещё работают по стандартам 1997 года. Есть намерения перейти на стандарты 2013 года. Несоответствие электроэнергии показателям качества влияет на многие показатели. Это и надёжность, и потери, и экономичность, причём, во всей электрической сети, в том числе и в электроустановках потребителей. А это ведёт к качеству выпускаемой продукции, к ценам на продукцию, её конкурентоспособность, а также влияет и на здоровье человека.
Возвращаясь к тематике семинара, Марат Турганбекович предоставил слово старшему преподавателю АУЭС Михаилу АКИМЕНКОВУ, который рассказал о причинах появления несимметрии и несинусоидальности, и их отрицательному влиянию на электрооборудование, а также предложил следующие мероприятия по снижению несинусоидальности напряжения:
1. Применение оборудования с улучшенными характеристиками:
— ненасыщающиеся трансформаторы;
— преобразователи с высокой пульсностью и т. д.
2. Подключение к мощной системе электроснабжения.
3. Питание нелинейной нагрузки от отдельных трансформаторов или секций шин.
4. Снижение сопротивления питающего участка сети.
5. Применение фильтрокомпенсирующих устройств.
Он также предложил следующие мероприятия:
1. Целесообразно при использовании приборов, измеряющих ПКЭ по методике ГОСТ13109-97, в системах анализа ПКЭ по требованиям ГОСТ32144-2013 с недельным циклом анализа, провести в данной контрольной точке установку прибора, измеряющего контролируемые параметры по методике ГОСТ32144-2013. По результатам контрольных измерений сделать вывод о целесообразности замены.
2. Выяснить у поставщика приборов возможность перепрошивки прибора на методику ГОСТ32144-2013.
3. В новых точках контроля и учёта устанавливать многофункциональные приборы, измеряющие коэффициенты несимметрии и несинусоидальности по ГОСТ 32144-2013.
Заслуженный энергетик СНГ и Казахстана, к.т.н., один из постоянных авторов журнала «Энергетика» Ержигит ИСЕНОВ остановился на необходимости обеспечения учёта и качества электроэнергии субъектов оптового рынка электроэнергии Республики Казахстан.
Ержигит Мухамбетович обратил внимание на то, что реформирование и становление рыночных отношений в отрасли требуют новых подходов в обеспечении требований к качеству электроэнергии.
– В настоящее время в сетях многих региональных энергосистем фактические значения параметров качества электроэнергии, обусловленные работой электроустановок потребителей, не соответствуют стандарту.
Органы Госэнергонадзора в виду субъективных и объективных причин фактически самоустранились от контроля выполнения всеми субъектами рынка требований ГОСТа…
…Электроэнергия не может складироваться, а киловаттчасы или электроны отбраковываться. Её параметры, зафиксированные и сертифицированные сегодня, завтра могут существенно измениться. Чтобы обеспечить стабильность этих параметров, необходимо сертифицировать не электроэнергию, а оборудование потребителей, электрораспределительных организаций и производителей электроэнергии, в том числе и сети в целом (внутризаводскую сеть каждого потребителя) и сеть распределительных организации, включая средства регулирования и управления электрическими режимами и параметрами качества электроэнергии.
Доклад на тему: «Исследование качества электроэнергии и переходных процессов на ТЭЦ МЭИ с помощью многофункциональных счётчиков электроэнергии BINOM3» озвучила гость из Санкт-Петербурга к.т.н. Ольга ВАСИЛЬЕВА.
Ольга Алексеевна презентовала серию многофункциональных счётчиков – измерителей показателей качества электроэнергии BINOM3, которые были внедрены на ТЭЦ НИУ «МЭИ» в качестве Smart-технологий для проведения исследований показателей качества электроэнергии, электромагнитных и электромеханических переходных процессов в нормальном режиме и при аварийных ситуациях.
Подробнее познакомится с предлагаемыми приборами читатели смогут на последующих страницах журнала.
Продолжил тему измерения и регистрации параметров качества электроэнергии постоянный участник семинаров, проводимых Союзом инженеров-энергетиков Республики Казахстан Дмитрий ТИН.
Он рассказал о традиционных способах измерения параметров качества электроэнергии, попытках цифровизации и полной информатизации, новейших способах измерения, современных Smart приборах, умных автономных комплексах, способных избавить энергетиков от рутинной работы.
С более подробной информацией можно также ознакомиться на последующих страницах этого номера журнала.
После этого выступления первая часть семинара закончилась и был объявлен перерыв на кофе-брейк.
Вторая часть семинара была посвящена введению с 1 января 2019 года рынка электрической мощности.
Первому слово было предоставлено директору департамента системных услуг АО «KEGOC» Жанибеку КУАНЫШБАЕВУ.
Сначала Жанибек Болатбекович доложил о состоянии электроснабжения Казахстана, особенностях и предлагаемых изменениях в правила рынка мощности. В частности, он заметил:
– Запуск рынка мощности у нас совпал с тенденциями, которые были в прошлом году и продолжаются сейчас, в том числе прессинг со стороны государственных органов. Всё это сильно повлияло на тарифную политику в энергетике, на предельные тарифы на электрическую энергию для электрических станций, тарифы на мощность. Сначала предполагалось, что тариф на мощность будет порядка 900 тыс. тенге за 1 МВт, а по факту составил 590 тыс. тенге за 1 МВт. То есть Министерство энергетики под давлением государства было вынуждено снизить тариф в полтора раза. Это, в первую очередь, вызвало недовольство электрических станций, которые лишились дополнительных средств. Потребители, конечно же, выиграли.
Затем ответил на многочисленные вопросы участников семинара.
– Как устанавливаются цены на закупленную мощность?
– Цены устанавливаются в соответствии с условиями инвестиционных соглашений, заключённых между электрическими станциями и Министерством энергетики РК. Они «спускаются» в расчётно-финансовый центр. Единый закупщик обязан эти распоряжения выполнять и заключать договоры по этим ценам.
– Экибастузская ГРЭС-1 продаёт всего 502,7 МВт, а может продать гораздо больше.
– 502 МВт – это только по южной зоне, а ещё у них есть продажа по северной зоне. Да, они не всё могут продать. Но это говорит о том, что на севере Казахстана имеется большой профицит мощности. Единый закупщик закупает мощности ровно столько, сколько необходимо потребителям. Но не может покупать больше, чем потребители заявили. Плюс резервы. Если бы было закуплено больше, потребитель ещё сильнее стонал, поскольку потребитель платил бы ещё за ненужно закупленную мощность.
– Потребитель заявил мощность, сложившуюся за первый квартал, а им в дальнейшем такая мощность не нужна. А платить он должен весь год по заявленной мощности первого квартала. Справедливо ли это?
– Я в течение 2017–2018 годов проехал по всей стране, рассказывая о тонкостях ранка мощности. При этом говорил, что если вы сами себя не защитите, никто вас не защитит. Пожалуйста, пишите, жалуйтесь, идите в Министерство и решайте этот вопрос, чтобы вам дали возможность скорректировать заявки в сторону снижения. Я видел письмо Казферростали о том, что вы просили снизить заявку на покупку мощности. Всё понимаю. Вы не можете отрицать, что я вас предупреждал.
– Почему средний тариф получился больше, чем предельный?
– Средний тариф на мощность у нас сложился 613 тыс. тенге за один мегаватт в месяц, т. е. больше предельного, который составляет 590 тыс. тенге. Но здесь всё прозрачно. Цена складывается из экономически обоснованных затрат Единого закупщика, необходимых для оказания услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки. Всё абсолютно прозрачно. Вся информация размещена на сайте единого закупщика.
– У вас в расчётах цены на услугу по обеспечению готовности в числителе стоит сумма более 62 млрд тенге. Куда они пойдут?
– 62 млрд тенге – это деньги, которые получат электростанции, которые они должны вложить в своё развитие согласно Закону РК «Об электроэнергетике».
– Какие электрические станции допускаются к аттестации?
– К аттестации будут допускаться только те станции, которые имеют автоматизированные системы коммерческого учёта электроэнергии, приборы телеметрии и автоматической трансляции на диспетчерский пункт Системного оператора.
– А сколько электростанций сейчас н6е допущено к аттесации?
– Сейчас около 20–25 % станций не имеют АСКУЭ, телеметрии, и автоматической трансляции. Им дано было время в течение 2018–2019 годов подготовиться к аттестации.
– Сейчас очень большие коэффициенты за превышения фактического максимального за расчётный период значения мощности потребления над договорным объёмом, которые доходят до коэффициента 2. Не слишком ли они грабительские?
– Давайте рассмотрим возможность снижения этих коэффициентов, более плавно их применять. В любом случае потребитель платит за это. Давайте не будем так сильно штрафовать за то что немного ошиблись. Я думаю, если потребители обратятся в Министерство энергетики, если Казахстанская Электроэнергетическая Ассоциация вас поддержит, если вас поддержит KAZENERGY, если Союз инженеров-энергетиков Республики Казахстан обратится, чтобы облегчить жизнь потребителям электрической мощности, я думаю Министерство рассмотрит этот вопрос, чтобы в ближайшее время пересмотреть эти коэффициенты. Всё в ваших руках. Не сидите и не ждите, что кто-то за вас что-то сделает. Нужно отстаивать своё право.
– Кто разрабатывал рынок мощности?
– Рынок мощности был разработан всем рыночным сообществом, в том числе Минэнерго, КЕГОК, Самрук-Энерго, Казахмыс, Казцинк, Атамекен и другие. То есть этим законом занималось всё энергетическое сообщество. Были серьёзные дебаты. Но в конце концов пришли к консенсусу.
Второй гость их Санкт-Петербурга Владислав Войтенок из ООО «Ракурс Инжиниринг» поделился российским опытом обеспечения участия ГЭС в оптовом рынке электроэнергии и мощности при помощи автоматических систем управления.
Он рассказал с точки зрения позиции исполнителя о том, какие современные требования предъявляются к работе ГЭС и как их приходится исполнить.
О бережливое производство рассказал Биржан Жантуаров из ТОО «Русский Регистр Евразия» г. Алматы.
На этом техническая часть семинара была закончена. Последний вопрос, затронуты на семинаре касался образования. Системе нынешнего высшего образования в журнале уделялось большое внимание. Были напечатаны статьи, интервью, мнения как российских, так и казахстанских экспертов.
Поэтому семинар не обошёл стороной и эту тематику. Слово было предоставлено заместителю генерального директора Союза инженеров-энергетиков Тимиру НУРУМОВУ.
– Казахстан в начале 2000-х годов перешёл на Болонсую систему высшего образования, и теперь выпускникам вузов присваивается не квалификация, а только академическая степень. Это бакалавр – базовое высшее образование, магистр – высшее научное академическое образование. Это было сделано для повышения профессиональной мобильности, чтобы каждый человек мог продолжить образование за рубежом, выбрав страну, университет и т. д.
Это одна сторона этой системы образования, но есть ещё другая. Присвоение квалификации, которая у нас в стране пока не введена.
Например, в США и Европе можно иметь степень магистра, доктора, но не сдать квалификационный экзамен.
О чём мы сейчас говорим, давно говорилось и в Послании Президента, и в Законе РК «Об образовании» говорится о дуальном обучении. Дуальное обучение – это форма подготовки кадров, которая сочетает обучение в организации образования и обучение посредством практики на предприятиях с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплаты. При этом говорится о равной ответственности между предприятием, учебным заведением и обучающемся.
Такой учебный кластер – Центр сертификации специалистов решено создать при ОЮЛ «Союз инженеров-энергетиков Республики Казахстан». Ключевым исполняющим органом является отраслевая ассоциация работодателей. То есть для энергетики – это Союз инженеров-энергетиков РК. Затем идут базовые предприятия, т. е. те организации, которые ищут рабочую силу. В данном случае – это члены Союза инженеров-энергетиков и другие энергетические и промышленные предприятия с энергетическими службами. Базовое учебное заведение – это Алматинский университет энергетики и связи. Отраслевой сертификационный центр создаётся при отраслевой ассоциации работодателей как структурное подразделение, так и от имени юридического лица. Взаимодействие субъектов этого кластера происходит на основе гражданско-правового договора без образования юридического лица. Таким образом равномерно распределяются права обязанности и ответственность субъектов договора.
Продолжил эту тему бывший ректор Алматинского университета энергетики и связи, а ныне директор АО «КазНИИЭнергетики им. Ш. Ч. Чокина» Кайрат Бакенов.
– Для начала, хочется объяснить важность этой проблемы, потому что в той или иной степени она затронет в ближайшее время все предприятия. На самом деле болонский процесс – эта та часть, которая затронула систему образования. Помимо этого параллельно идёт процесс сертификации, который давно принят за рубежом.
Причина проведения этих мероприятий одна. И больше эта была болезнь капиталистических стран, поскольку там везде частный бизнес. Когда покупаете чьи-то услуги, вы должны быть уверены в квалификации работников, получивших образование, и что работники после обучения правильно выполнят порученную работу. И за рубежом был период (18–19-й века), когда открывали кучу высших учебных заведений, как у нас в 90-е годы, очень просто выдавался диплом. Встала проблемы, как-то решать этот вопрос, ужесточили требования, но и это не помогло.
В итоге появился институт аккредитации, когда вузы аккредитовала независимая комиссия, этот рейтинг распространялся. И уже люди смотрели, раз аккредитованный вуз, значить там можно учиться, независимая комиссия проверила организацию учебного процесса, и по окончании можно получить нужного специалиста.
То же самое и у отраслевиков. Приходит специалист с дипломом. Но выполнить должным образом порученную работу не в состоянии. В итоге возникла необходимость организации независимой сертификации.
В Советском Союзе эта проблема отсутствовала, потому что была вертикальная система, всё было государственное, образование было бесплатным, существовали общие правила, общие стандарты, и необходимости в этих процедурах не существовало. Теперь, учитывая, что и у нас идут изменения. Теперь не только энергетические, но и многие предприятия передаются в частные руки. Поэтому необходимость образовании такого института растёт. То есть сертификация всё же нужна. Частный предприниматель хочет, чтобы, нанимая работника, он был уверен в его квалификации. Он будет знать, что молодой специалист сертифицирован, прошёл соответствующие экзамены и смогут выполнить соответствующую работу.
Теперь по поводу того, что раньше выпускнику вуза или техникума присваивали квалификацию инженера-электрика, электромонтажника и т. д. И это было правильно. Но, несмотря на это, приходя на предприятие, те же выпускники повторно проходили свою внутреннюю аттестацию. Кто-то доходил только до инженера, а кто-то до старшего инженера и т. д.
Что касается сегодняшнего дня, то, учитывая рыночные отношения, сертификация конечно же нужна.
Но кто должен проводить сертификацию в сфере энергетики? Если мы хотим независимость, это должны быть какая-то энергетическая ассоциация. То есть не одно какое-предприятие, а коллектив предприятий.
Сегодня сертификационный центр можно создать при двух таких организациях – Казахстанская Электроэнергетическая Ассоциация (КЭА) и Союз инженеров-энергетиков Республики Казахстан (СИЭ). Если создавать центр при КЭА, учитывая разбросанность её членов по всей территории Казахстан, придётся создавать филиалы, нанимать дополнительно людей, нести какие-то затраты. В это отношении СИЭ, объединяющий более 100 предприятий, в том числе промышленных, более мобилен. Причём профиль этих предприятий очень широкий, а значит мы будем иметь экспертов гораздо большего круга различных отраслей. Ещё один положительный момент. Мы будем учитывать пожелания и требования этих предприятий. Таким образом, есть возможность влиять на качество подготовки специалистов. Если человек пришёл с сертификатом, вы будете поручать ему работу, а не доучивать. Независимость сертификата исключает лоббирование, т. к. комиссия состоит из представителей различный предприятий.
Сертификация будет проходить в два этапа: теоретический и практический. Теоретическая часть будет проходить в учебных заведениях. Практическая часть экзаменов – непосредственно на объектах. Мы надеемся, что нам помогут такие энергетические предприятия, как АЖК, АлЭС, имеющие свои учебные полигоны, а также специальные классы в рамках учебных заведений: Энергоколледж, АУЭС, Аграрный и Политехнический университеты…
Подытожил эту часть тематики семинара генеральный директор Союза Марат Дулкаиров.
– Сейчас разработано Положение о Центре сертификации специалистов при ОЮЛ «Союз инженеров-энергетиков Республики Казахстан», которое предлагается вашему вниманию. Если у вас будут замечания и предложения, можете представить их в Союз. Затем мы его утверждаем и начинаем работать.
После чего был озвучен протокол Общего собрания членов Союза о создании при Союзе инженеров-энергетиков РК Центра сертификации специалистов энергетической отрасли Союза инженеров-энергетиков Республики Казахстан, который был принят единогласно.
На следующий день желающие посетили новую подстанцию 220/110/10 кВ «Ерменсай» которая построена на самом современном уровне.
Положение о Центре сертификации специалистов при
ОЮЛ «Союз инженеров-энергетиков Республики Казахстан»
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
— Законом Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319-III
— Законом Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» от 16 января 2001 года № 142-II
— Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования» от 23 августа 2012 г. № 1080
— Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Типовых правил деятельности организации образования» от 17 мая 2013 г. № 499
— Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» от 18 марта 2008 г. № 125
— Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении перечня профессий и специальностей по срокам обучения и уровням образования для технического профессионального, послесреднего образования» от 22 января 2016 г. № 65
1.2. Центр сертификации специалистов при ОЮЛ «Союз инженеров-энергетиков Республики Казахстан» (далее ¬– Центр) является структурным подразделением ОЮЛ «Союза инженеров-энергетиков Республики Казахстан» (далее – ОЮЛ СИЭ РК или Союз) и предназначен для организации и материально-технического обеспечения процедуры сертификации специалистов технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования.
1.3. Центр осуществляет учебно-методическую и консультативную работу по вопросам сертификации специалистов технического и профессионального образования, послесреднего, высшего и послевузовского образования, в том числе по разработке и утверждению экзаменационных заданий для проведения сертификационного экзамена для специалистов, завершивших обучение по основным профессиональным образовательным программам, повышение квалификации, профессиональной переподготовки.
1.4. Центр руководствуется в своей деятельности действующим законодательством Республики Казахстан, нормативными актами профильных Министерств и ведомств, а также учредительными документами и локальными нормативными актами организации и настоящим Положением, регламентирующими порядок допуска специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с полученной подготовкой, а также порядок организации и деятельности экзаменационных и сертификационных комиссий Центра сертификации ОЮЛ «Союз инженеров-энергетиков Республики Казахстан».
1.5. Решение о создании, ликвидации или реорганизации Центра, его структура и общая координация деятельностью принимается Общим собранием ОЮЛ СИЭ РК. Непосредственное руководство Центром осуществляется руководителем Центра.
1.6. Руководитель Центра назначается и освобождается от обязанностей решением Общего собрания СИЭ РК.
1.7. Для проведения сертификационного экзамена Центр использует материально-техническую базу предприятий-членов СИЭ и учреждений образования, с которыми заключены соответствующие договора о сотрудничестве в работе Центра.
1.8. Состав экзаменационной комиссии по проведению сертификации специалистов и сроки её полномочия утверждается решением Общего собрания СИЭ РК по представлению руководителя Центра.
1.9. Центр обеспечивает проведение процедуры сертификации на основе принципов конфиденциальности, независимости, беспристрастности и объективности оценок.
1.10. Непосредственная координация и решение юридических, финансовых и материально-технических вопросов, возникающих у ЦСС возлагается на члена СИЭ РК ТОО «Казахский научно-исследовательский институт им. Ш. Чокина».
1.11. Центр сертификации специалистов при ОЮЛ СИЭ РК базируется на территории ТОО «Казахский научно-исследовательский институт им. Ш. Чокина» по адресу г. Алматы, ул. Джамбула 114/85.
- Задачи Центра
2.1. Выполнение организационно-методической работы по подготовке и проведению сертификации специалистов.
2.2. Создание и организация работы материально-технической базы для проведения этапов сертификационного экзамена.
2.3. Ведение информационной базы данных по разделам своей деятельности.
2.4. Разработка контрольно-измерительных материалов сертификационного экзамена с использованием современных информационных технологий и средств контроля знаний.
2.5. Участие в разработке и внедрении профессиональных стандартов, направленных на повышение качества подготовки специалистов с техническим и профессиональным, послесреднего, высшего и послевузовского образования.
- Структура Центра
3.1. Центр возглавляет руководитель Центра сертификации специалистов при ОЮЛ СИЭ РК.
3.2. Другие сотрудники Центра назначаются и освобождаются от должности приказом руководителя Центра.
3.3. Функциональные обязанности сотрудников Центра определяются соответствующими должностными инструкциями, утверждаемыми Генеральным директором ОЮЛ СИЭ РК.
3.4. Структура и штатное расписание Центра разрабатывается руководителем Центра и утверждается Генеральным директором ОЮЛ СИЭ РК.
3.5. Экзаменационная и аппеляционная комиссия формируется из ведущих специалистов в области практического применения знаний и отраслевых организаций членов ОЮЛ СИЭ РК.
- Функции Центра
4.1. Центр во исполнение проведения сертификации для лиц, обратившихся в Центр:
— Создаёт необходимые условия для работы экзаменационных и аппеляционной комиссий, осуществляющих проведение сертификационного экзамена; определяет регламент их работы и сроков проведения сертификационного экзамена;
— Принимает заявления о допуске к сдаче сертификационного экзамена с приложением необходимых документов; проводит проверку представляемых документов и оповещает претендентов на получение сертификата о сроках и формах проведения экзамена;
— Формирует экзаменационные комиссии, в состав которых включаются ведущие специалисты в области практического применения знаний организаций – членов СИЭ РК. Персональный состав экзаменационных комиссий утверждается решением Общего собрания Союза. Генеральный директор Союза является Председателем экзаменационной комиссии и может делегировать свои полномочия другому лицу. Состав экзаменационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые решения;
— Оформляет сертификаты специалистов, их регистрацию в установленном порядке, или вынесение мотивированного отказа в выдаче сертификата. Осуществляет ведение реестра выданных и аннулированных сертификатов;
4.2. Процедура сертификации производится в соотвествии с Методикой организации и проведения независимой сертификации квалификации специалистов, приведённой в Положении о порядке формирования и ведения Реестра центров сертификации специалистов и Реестра сертифицированных специалистов, утвержденного решением Регионального совета Палаты предпринимателей города Алматы от 18 апреля 2017 г.
- Финансирование и материально-техническое обеспечение Центра
5.1. Деятельность Центра финансируется за счёт средств соискателей.
5.2. Член СИЭ РК ТОО «Казахский научно-исследовательский институт им. Ш. Чокина», на который возлагается непосредственная координация и решение юридических, финансовых и материально-технических вопросов, обеспечивает Центр необходимыми служебными помещениями и материально-техническими средствами, позволяющими осуществлять сертификацию специалистов.
5.3. Средства, поступившие за сертификацию специалистов, распределяются согласно утвержденной Руководителем Центра смете.
5.4. Центр проявляет политику нулевой терпимости к коррупционным проявлениям. На постоянной основе принимает все меры по недопущению фактов вымогательства, подкупа и получения денег или иного вознаграждения при сдаче квалификационных экзаменов.
- Ответственность Центра
6.1. Центр несёт ответственность за добросовестное и своевременное выполнение возложенных на него функций, качество выполняемой работы и эффективность и правильность использования средств.
6.2. На руководителя Центра возлагается ответственность за организацию деятельности Центра по выполнению задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, соблюдение действующего законодательства, выполнение решений Общего собрания ОЮЛ СИЭ РК, а также предоставление достоверной информации о работе Центра.
6.3. Сотрудники Центра и лица, имеющие гражданско-правовое взаимодействие с Центром несут ответственность перед его руководителем, за своевременное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, правилами внутреннего распорядка, настоящим Положением, индивидуальными трудовыми или гражданско-правовыми договорами и должностными инструкциями.
- Служебное взаимодействие Центра
7.1. Центр осуществляет взаимодействие с ОЮЛ СИЭ РК по вопросам:
— получения консультаций по вопросам трудового законодательства, прав и обязанностей сотрудников Центра, документов, сопровождающих трудовые взаимоотношения, сведений о соблюдении трудовой дисциплины, своевременности и качестве выполнения работниками Центра своих обязанностей, статистических данных о кадрах, имеющих сертификат специалиста;
— предложений по укреплению договорной и финансовой дисциплины;
— предложений по устранению выявленных недостатков и улучшению производственной и хозяйственно-финансовой деятельности.
- Заключительные положения
8.1. Положение вступает в силу с момента утверждения.
8.2. Изменения и дополнения к настоящему Положению вносятся в решением Общего Собрания СИЭ РК.
8.3. Центр может быть реорганизован и ликвидирован решением Общего Собрания СИЭ РК.
Положение заслушано на общем собрании Союза инженеров-энергетиков Республики Казахстан и утверждено единогласно.