10 ноября в отеле «Рэдиссон» г. Астаны состоялся очередной энергетический форум, проводимый Казахстанской электроэнергетической ассоциацией. В форуме приняли участие: Парламент РК, НДП «Нур Отан», Министерство энергетики РК, Министерство национальной экономики РК, Министерство по инвестициям и развитию РК, Министерство здравоохранения и социального развития РК, ФНБ «Самрук-Казына», Союз инженеров-энергетиков Республики Казахстан, областные Акиматы, международные организации, Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен», Совет директоров КЭА, генерирующие, передающие и снабжающие энергетические организации и компании, научно- исследовательские и проектные институты, производители энергооборудования и электротехнической продукции, строительно-монтажные предприятия, ассоциации, СМИ и другие заинтересованные организации.

Форум энергетиков открыл Председатель совета директоров КЭА Жомарт Кушербаев. С приветственным словом и основным докладом по состоянию и дальнейшему развитию электроэнергетической отрасли Казахстана выступил Вице-министр энергетики РК Бахытжан Джаксалиев.

Также перед участниками Форума выступили:

— Председатель правления АО «KEGOC» Бакытжан Кажиев (Актуальные вопросы развития ЕЭС Казахстана)

— Руководитель управления регулирования в сфере электроэнергетики Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК Калила Коккозова (Совершенствование тарифной и ценовой политики)

— Управляющий директор по стратегии и продажам АО «Самрук-Энерго» Каныш Молдабаев (Проблемные вопросы электроэнергетической отрасли)

— Доктор бизнес администрирования Дархан Кушербаев (Роль и место электроэнергетики в стратегии развития регионов (на примере Кызылординской области)

— Председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации Шаймерден Уразалинов (Законодательные и проблемные аспекты развития теплоснабжения)

— Генеральный директор ТОО «Казахстанские коммунальные системы» Наби Айтжанов (Проблемные вопросы по возобновляемым источникам энергии и энергоснабжению)

— Президент группы компаний AES в Казахстане Дуйсен Мергалиев (Опыт AES по внедрению инновационного решения по аккумулированию энергии)

— Исполнительный директор Холдингового объединения «Кызылорда жарыгы» Еркебулан Есенбаев (Трансформация менеджмента и развитие предпринимательства на розничном рынке электрической энергии)

— Президент АО «КазНИПИИТЭС Энергия» Александр Трофимов (АО «КазНИПИИТЭС «Энергия» – надёжный партнёр энергетической отрасли Казахстана)

— Региональный менеджер по развитию бизнеса «Gama Power Systems Engineering and Contracting Inc» Руслан Шакиров (Презентации о деятельности компании Gama Power Systems и выполненных проектах)

— Директор ТОО «АПК Огнеупор» Айдархан Калдасов (Промышленные испытания технологий сжигания высокозольного угля с полной переработкой золоотходов)

— Директор научного инженерного центра Евразийской группы Агибай Сабитов (Инновационные зелёные технологии комплексной переработки золоотходов ТЭС с выпуском глинозёма, калийных удобрений, белой сажи, концентратов металлов и РЗМ).

По итогам форума была принята Резолюция форума, которая будет направлена в соответствующие государственные органы.

 В основном докладе, посвящённом состоянию и дальнейшему развитию электроэнергетической отрасли Казахстана Бахытжан Джаксалиев уделил большое возобновляемой энергетике, не забывая и о традиционной для Казахстана генерации с использованием больших запасов угля. «Альтернативы дешёвой угольной генерации электрической энергии сегодня в Казахстане нет, заявил он».

Вице-министр также объяснил, почему электростанции не переводятся на более экологически чистое топливо – газ. «В Парламенте постоянно ставится вопрос: почему мы не переводим наши электрические станции с угля на газ? Перевод на газ приведёт к значительному росту стоимости производимой электроэнергии и тепла. Кроме того, тариф ценообразования на газ достаточно сложный и он зависит от развития газотранспортной системы и компрессорных установок. Увеличение роста стоимости фиксируется в Казахстане не выше 15 % к предыдущему году», – сказал Джаксалиев. Но, поскольку об экологии нужно думать с каждым днём всё больше, он предложил руководителям угольных станций усилить вопрос по экологическому аспекту данной генерации, создавать мотивированные основы для применения экологически чистых технологий.

Ранее сообщалось, что Минэнерго предложило учитывать курс доллара при корректировке тарифа на возобновляемую энергетику. При этом, тариф на возобновляемую энергетику предложили индексировать на ежегодной основе. «Мы рассматриваем вопросы внесения соответствующих корректировок в законодательство и предусматриваем, что ежегодно будет индексироваться тариф на возобновляемую энергетику. И при этом вносим предложение по корректировке по валютной составляющей. Там схема будет такая: в случае если рост курса доллара будет к предыдущему году выше 25 процентов, то корректировка вносится на 30 процентов от разницы такого роста. Это касается валютной составляющей, а по индексу потребительских цен эта ежегодная корректировка должна быть», – сказал Бахытжан Джаксалиев.

По словам вице-министра энергетики, это предложение по корректировке действующего законодательного акта в области возобновляемой энергетики в ближайшее время будет внесено в правительство и далее в Мажилис парламента Казахстана. «Это позиция развития возобновляемой энергетики важна в силу того, что имеется значительный потенциал ветра, солнца, гидропотенциал наших восточных, южных регионов страны. Мы не можем высокими тарифами остановить рост экономики страны», – добавил Джаксалиев.

«В настоящее время возобновляемая энергетика в Казахстане – это 48 действующих энергетических объектов, их суммарная мощность составляет 252 МВт, а доля в общем объёме производства электроэнергии за I полугодие 2016 года составила 0,94 %, – уточнил Вице-министр энергетики.

Кроме того, в этом году начата реализация 8 объектов ВИЭ суммарной мощностью 37 МВт – в Алматинской, Актюбинской, Мангистауской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областях.

«Высокие темпы развития были приостановлены в связи с теми девальвационными процессами, которые были в стране в 2015 году. Естественно, инвестиционная привлекательность за счёт высокого фиксированного тарифа была очевидна, и многие инвесторы пришли в Казахстан. Однако девальвационные моменты снизили преимущество Казахстана», – заключил Б. Джаксалиев.

Бахытжан Мухамбеткалиевич также напомнил, что 26 марта 2016 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на пленарном заседании в рамках Астанинского экономического форума предложил создать дорожную карту по развитию «зелёной экономики». Министерство энергетики РК готовит проект «Форсайт-2050: Новый мир энергии и место Казахстана в нём» для презентации на международной выставке ЭКСПО-2017. Цель этого проекта – вовлечь в моделирование образа будущего учёных, бизнес-аналитиков, предпринимателей, общественных деятелей, политиков, энергетиков, экономистов, а также всех тех, кому небезразлично, по какому пути будет развиваться наше общество в ближайшие десятилетия.

Он уточнил, что это лишь предложение по внесению поправок в законодательство». «И в ближайшее время мы их внесём их в Правительство и далее в Мажилис предложение по корректировки действующего законодательного акта в области возобновляемой энергетики», – пояснил он.

 По состоянию и актуальным вопросам развития ЕЭС Казахстана выступил Председатель правления АО «KEGOC» Бакытжан КАЖИЕВ. Он отметил, что в прошедший осенне-зимний период 2015-2016 годов максимум потребления по мощности по Казахстану составил 13000 МВт. 

– По сравнению с предыдущим максимумом, – констатировал Бакытжан Толеукажиевич данный показатель снизился на 570 МВт или на 4 %. Потребление электроэнергии за 10 месяцев 2016 года составило 75 млрд кВт·ч, что на 535 млн кВт·ч или на 0,7 % больше в сравнении с тем же периодом 2015 года. Объём генерации на электростанциях ЕЭС Казахстана обеспечивает полное покрытие потребности в электроэнергии.

При этом в 2015–2016 годах введены новые генерирующие мощности в объёме более 1000 МВт. С учётом этого общая установленная мощность электростанций Казахстана составила 21300 МВт. Располагаемая мощность электростанций составила 16600 МВт при максимуме мощности нагрузки в прошедший ОЗП около 13000 МВт. Таким образом, в настоящее время в ЕЭС Казахстана наблюдается существенный профицит генерирующих мощностей.

Рассказал Бакытжан Кажиев также о строительстве линии 500 кВ «Север–Юг», который включает в себя два этапа: строительство ВЛ 500 кВ Экибастуз–Семей–Усть-Каменогорск и ВЛ 500 кВ Семей–Актогай–Талдыкорган–Алма. «Досрочно завершив реализацию первого этапа проекта, – подчеркнул он, – мы выполнили прямое поручение Главы государства об ускорении реализации проекта «Строительство ВЛ 500 кВ транзита Север-Восток-Юг», которое было озвучено в феврале текущего года на расширенном заседании Правительства. Реализация первого этапа проекта ведётся полностью за счёт средств компании. Завершение второго этапа и в целом проекта запланировано на 2018 г.».

Коснулся глава KEGOC и вопросов дальнейшего развития электроэнергетического рынка электроэнергии и в Казахстане. С 2019 года, наряду с рынком электрической энергии предполагается запуск рынка электрической мощности, направленного на привлечение инвестиций для поддержания существующих и ввода новых электрических мощностей в ЕЭС Казахстана для покрытия спроса на электрическую мощность.

– Несомненно, ввод рынка электрической мощности, – заявил он, – на котором величина платы за мощность зависит от максимума потребления, будет стимулировать субъектов оптового рынка электрической энергии выравнивать график нагрузки и снижать пики потребления.

Наряду с рынком электрической мощности Законом с 2019 года предусмотрен ввод балансирующего рынка электроэнергии в режиме реального времени. Балансирующий рынок электроэнергии – это система взаимоотношений между системным оператором и субъектами оптового рынка электроэнергии, складывающаяся в результате физического и последующего финансового урегулирования системным оператором возникающих в режиме реального времени дисбалансов между договорными и фактическими величинами производства и потребления электроэнергии в ЕЭС Казахстана.

Затронул Бакытжан Толеукажиевич также актуальный вопрос –развитие использования ВИЭ.

– На настоящее время объёмы использования ВИЭ в Казахстане следующие:

— установленная мощность ВИЭ (СЭС, ВЭС, малые ГЭС) около 300 МВт.

— отпуск электроэнергии ВИЭ за 2015г. составил около 0,7 млрд кВт·ч.

С целью развития сектора возобновляемой энергетики в Казахстане сформирована законодательная база, направленная на поддержку использования ВИЭ. В программных документах установлены темпы развития использования солнечной и ветровой энергетики в Казахстане: к 2020 году – 3 % в общем объёме энергобаланса, к 2030 году – 10 %. При этом на сегодняшний день различными инвесторами заявлено к реализации уже более 7 ГВт установленной мощности ВИЭ. Это превышает установленные целевые показатели доли ветровых и солнечных электростанций в выработке электроэнергии. Реализация проектов ВИЭ в указанных объёмах повлечёт за собой существенное увеличение тарифов для конечных потребителей.

Стоит отметить, что в Российской Федерации развитие производства электроэнергии с использованием ВИЭ осуществляется через механизм конкурсного отбора проектов ВИЭ. Победителями отбора проектов ВИЭ становятся самые «дешёвые» (с наименьшими заявленными капитальными затратами) проекты. Представляется необходимым рассмотреть внедрение в Казахстане подобной конкурсной системы для проектов ВИЭ.

Кроме того, с ростом доли объектов ВИЭ в общей выработке электроэнергии в связи с нестабильностью их работы возникает проблема регулирования возникающих дисбалансов электрической энергии. Это означает необходимость резервирования генерации солнечных и ветровых электростанций, то есть соответствующий объем резервной мощности должен быть обеспечен на традиционных электростанциях, что предполагает значительные дополнительные затраты на содержание горячего резерва мощности.

Таким образом, главным вызовом для масштабного внедрения ВИЭ в Казахстане в условиях существующего дефицита маневренных генерирующих мощностей является обеспечение устойчивости работы энергосистемы страны. Это обусловлено следующими известными факторами, негативные последствия от которых возрастают с ростом доли ВИЭ:

— нестабильный характер работы ВИЭ;

— низкое число часов использования установленной мощности.

Руководитель управления регулирования в сфере электроэнергетики Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан Калила Коккозова посвятила свой доклад совершенствованию тарифной и ценовой политики в сфере тепловой и электрической энергетики. «С 1 апреля 2015 года стартовала новая тарифная политика в сфере естественных монополий, – напомнила она, – переход на долгосрочные тарифы со сроком действия 5 и более лет». 

Для привлечения займов МФО введён особый порядок регулирования субъектов естественных монополий. Это отказ от типовых технологических норм расходов сырья и материалов, прибыли на реализацию инвестиционной программы и прибыли на реализацию инвестпрограммы. Согласно новому подходу вводятся средневзвешенные фактические затраты, ставка прибыли определяется по формуле расчёта средневзвешенной стоимости капитала. Теперь 70 % прибыли идёт на реализацию инвестпрограммы, а при достижении критериев качества, надёжности и эффективности 30-ю процентами инвестор распоряжается самостоятельно. Кроме того, вводится уведомительный порядок изменения тарифов.

По проблемным вопросам электроэнергетической отрасли выступил управляющий директор по стратегии и продажам АО «Самрук-Энерго» Каныш Молдабаев.

– В 2009–2015 годы, констатировал он, – государственная политика «тариф в обмен на инвестиции» для энергопроизводящих организаций дала определённые результаты. Значительные инвестиции были направлены на реконструкцию и техническое перевооружение существующих активов. Однако проблема высокого износа генерирующего оборудования остаётся актуальной. Для устранения проблемы износа основного оборудования генерирующих предприятий и строительства новых генерирующих мощностей необходим ввод рынка электрической мощности.

Функционирование рынка мощности сопряжено с вводом балансирующего рынка электроэнергии в реальном режиме. Таким образом, одновременный ввод рынка мощности и балансирующего рынка позволит решить не только вопросы обновления мощностей, но и вопрос устранения дисбалансов фактического почасового производства и потребления электроэнергии в энергосистеме.

Одним из барьеров развития сектора когенерации является отсутствие у ТЭЦ экономически обоснованных тарифов на производство тепловой энергии. Необходимо внесение изменений в законодательство в части установления для источников когенерации справедливых тарифов, которые позволят покрывать обоснованные затраты на производство тепла и обеспечивать допустимый уровень прибыли. 

Серьёзную тему затронул Председатель Казахстанской Электроэнергетической Ассоциации Шаймерден УРАЗАЛИНОВ:

– Вопросы теплоснабжения в Казахстане,  на значительной части которого суровые климатические условия, стоят в одном ряду с вопросами жизнеобеспечения. Поэтому сектор теплоснабжения не может длительное время находиться в роли пасынка, вне сферы государственного управления.

В настоящее время из всей структуры управления теплоснабжением государство сохранило за собой функции контроля технического состояния (Госэнергонадзор), экономического регулирования этой сферы как локальной естественной монополии (тарифная политика) и установления обязательных правил, связанных с производством, передачей, распределением и потреблением тепловой энергии.

Вопросы формирования необходимой для отрасли нормативно-правовой базы, технической политики в системе централизованного теплоснабжения являются актуальными…

 Основные проблемы в теплоснабжении, требующие решения:

  •  Моральный и физический износ основного и вспомогательного оборудования на ТЭЦ, в котельных, в тепловых сетях и системах теплопотребления. Не решается актуальнейшая задача ликвидации сверхнормативных потерь тепловой энергии.
  •  Нерешённость организационно-финансовых вопросов для проведения реконструкции и модернизации отдельных составляющих систем теплоснабжения.
  •  Действующие системы теплопотребления в зданиях, присоединённые к системам централизованного теплоснабжения (СЦТ) городов, как правило, не имеют автоматики и в незначительном количестве обеспечены приборами учёта тепловой энергии и теплоносителя на тепловых пунктах.
  •  Большинство потребителей, присоединённых к СЦТ, не имеет возможности регулировать расход тепла на отопление по своему желанию.
  •  Ответственные за системы теплопотребления жилых зданий кооперативы собственников квартир (КСК), как и жители, не имеют экономических стимулов для внедрения энергосберегающих мероприятий и не способны управлять системами теплопотребления.
  •  Отсутствует обязательность разработки оптимальных планов модернизации теплоснабжения городов (схем теплоснабжения) на средне- и долгосрочную перспективу, на основе которых должно достигаться эффективное развитие городских централизованных и автономных систем теплоснабжения.
  •  В настоящее время теплоснабжающие организации не могут самостоятельно осуществить необходимое техническое перевооружение СЦТ, так как они ограничены регулируемыми тарифами на тепло, ориентированными на относительно низкую платёжеспособность основных потребителей.
  •  Объекты систем централизованного теплоснабжения разделены между владельцами различных форм собственности. В силу технологических особенностей организация централизованной системы теплоснабжения предполагает и централизованную систему управления. Наличие двух или трёх теплоснабжающих организаций в одной СЦТ не приводит к развитию рыночной конкуренции, так как субъекты единой системы теплоснабжения развивают свою деятельность в разных частях одной системы.
  •  Создание тарифных стимулов на увеличение производства только электроэнергии привело к замещению на ТЭЦ энергоэффективной выработки электроэнергии на тепловом потреблении выработкой в конденсационном режиме с перерасходом топлива.

Реформа управления теплоснабжением должна обеспечить заинтересованность всех субъектов процесса выработки, транспорта и потребления тепла в повышении надёжности, минимизации издержек и повышении энергоэффективности.

Необходимо законодательно закрепить общие принципы организации экономических отношений в теплоснабжении, а также формирование основ государственной политики в этой сфере.

Мы должны понимать, что тарифообразование для станций с комбинированным производством это особая сфера, требующая устранения перекосов в вопросах распределения затрат на производство электрической и тепловой энергии, то есть задействованных активов. Кроме того, при экономически обоснованной необходимости повышения тарифа должна присутствовать социальная составляющая в виде монетарной компенсации категории населения, нуждающейся в государственной поддержке.

Другой пример. Все мы знаем, в каком состоянии после реформ и сейчас находятся тепловые сети в большинстве регионов. При этом около 80 % тепловых сетей в Казахстане находятся в коммунальной собственности, а 20 % – в частной собственности.

На сегодня одной из задач в секторе теплоснабжения является восстановление, модернизация тепловых сетей, тепловых насосных станций, тепловых пунктов и доведением потерь до мировых стандартов. На это требуется время и большие финансовые средства. В настоящее время бюджеты всех уровней финансируют модернизацию тепловых сетей. В тоже время, теплотранзиты, получая субсидии из бюджета, в полном объёме платят налог на имущество, корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость. Где логика? Коль поставлена задача по восстановлению и модернизации тепловых сетей и их инфраструктуры, надо рассмотреть возможность освобождения от уплаты указанных налогов. Эта мера позволит в первую очередь:

— снизить темпы ежегодного роста тарифов для потребителей;

— создать условия для привлечения и финансирования замену старых сетей на новые в теплоэнергетике и в сфере водоснабжения и канализации, поскольку материалы, оборудование и новые технологии, достаточно дорогостоящие и ведут к значительному росту налога на имущество и другим отчислениям.

В конечном счёте, специальный налоговый режим для таких предприятий позволит создать условия для восстановления, обновления оборудования предприятий жизнеобеспечения.

Принятие Закона РК «О теплоснабжении» поможет уйти от ошибок, которые, как показывает практика, неизбежны при существующем рассредоточении в разных директивных документах положений. Например, Международное Энергетическое Агентство настойчиво рекомендует странам создавать законы о теплоснабжении, особенно при наличии систем централизованного теплоснабжения на базе ТЭЦ.

С учётом вышеизложенного, в целях восполнения пробела в законодательстве Казахстана по вопросам теплоснабжения необходимо инициировать от имени Министерства энергетики РК рассмотрение и принятие проекта Закона РК «О теплоснабжении». Следует отметить, что на пространстве СНГ только в Казахстане нет Закона «О теплоснабжении».

Что касается функционирования угольных станций в условиях регулирования парниковых газов. В сентябре 2013 года на проведённом Казахстанской Электроэнергетической Ассоциацией совещании, посвящённом данному вопросу, был рассмотрен разработанный Министерством окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан проект Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов на период 2014–2015 годы и его влияние на деятельность электроэнергетической отрасли Казахстана. Участники совещания констатировали, что принятие данного Национального плана может привести к негативным последствиям для всей электроэнергетической отрасли и поставить под угрозу дальнейшее развитие экономики страны.

В декабре 2013 года, несмотря на возражения Национальной палаты предпринимателей РК, республиканских ассоциаций, объединяющих промышленные предприятия электроэнергетической, нефтегазовой, горнодобывающей отраслей, Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов на 2014–2015 годы (далее – Национальный план) был утверждён соответствующим постановлением Правительства РК.

В настоящий момент основная доля электрической и тепловой энергии страны производится на угольных станциях, и в обозримой перспективе угольные станции продолжат играть важную роль в электроэнергетике Казахстана. Согласно Концепции перехода к «зелёной» экономике Республики Казахстан к «зелёной» экономике»), доля возобновляемых источников энергии к 2020 году составит только 3 %. При этом, существующие технологии ветровой и солнечной энергетики не позволяют их функционирование без наличия системы резервирования энергоснабжения от традиционных источников энергии. Отсутствие газовой инфраструктуры и высокая стоимость газа препятствует переходу электроэнергетики страны на природный газ в ближайшие годы. Ограниченность водных ресурсов означает небольшие перспективы роста гидроэнергетики. Следовательно, растущие потребности экономики Казахстана в тепловой и электрической энергии в среднесрочной перспективе могут быть покрыты только за счет дальнейшего развития угольных станций, что означает объективное увеличение объёмов сжигаемого угля и выбросов парниковых газов.

В то же время, без учёта особенности функционирования и развития электроэнергетической отрасли Казахстана, Министерство окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан подготовило Национальный план, направленный на сокращение объёмов выбросов парниковых газов с достижением к 2020 году 7 % снижения объёмов выбросов от уровня выбросов 2010–2011 годов. При этом Национальный план абсолютно не учитывает следующие объективные факторы развития электроэнергетической отрасли страны:

— 86 % выбросов парниковых газов в Казахстане приходится на станции, работающие на угле;

— более 80 % производства электрической и тепловой энергии в Казахстане осуществляется на станциях, использующих в качестве топлива уголь и мазут;

— в последние годы рост экономики Казахстана привёл к ежегодному увеличению потребления электроэнергии на 4–5 %;

— согласно оценкам Министерства экономики и бюджетного планирования РК реальный рост экономики Казахстана в 2014–2018 годах составит 6–7,1 %;  

— по прогнозу Министерства индустрии и новых технологий РК производство электроэнергии к 2030 году вырастет до 145–150 млрд кВт·ч (по сравнению с 91 млрд кВт·ч в 2012 году);

— теплоснабжение всех городов и крупных населённых пунктов страны осуществляется на основе централизованной системы теплоснабжения и предполагается дальнейшее развитие системы централизованного отопления;

— развитие государственных программ ФИИР и «Доступное жилье – 2020» предполагает значительное увеличение объёмов потребления тепловой и электрической энергии в ближайшие годы.

Принятый Национальный план создаст кризисную ситуацию во всей электроэнергетической отрасли страны, так как выделяемые объёмы квот для электроэнергетической отрасли значительно меньше требуемых для нормального функционирования данной отрасли. Механизм распределения квот в Национальном плане основан на историческом принципе и базируется на фактических объёмах выбросов 2010–2011 годов с коэффициентами ежегодного снижения на 0 % в 2014 году и на –1,5 % в 2015 году. При этом не учитываются фактический и прогнозируемый рост производства электроэнергии до 2030 года. Достижение такого уровня сокращения объёма выбросов парниковых газов возможно в том случае, если предприятия энергетической отрасли Казахстана будут ограничивать свою деятельность, отказывая в поставке новым потребителям и сокращая объёмы производства в последующие годы. Это касается и вновь введённых производств, так как методика распределения квот не учитывает уровень эффективности субъекта регулирования.  

Несмотря на то что Национальным планом предусматривается создание резерва объёма квот на 2014 и 2015 годы, рассчитывать на гарантированное выделение недостающих объёмов квот из резерва у станций нет оснований, так как, согласно пункту 4 статьи 94-5 Экологического кодекса, резерв объёма квот национального плана предназначен лишь для его распределения в случае введения в эксплуатацию новых установок в приоритетных секторах экономики и передаётся в управление подведомственной организации уполномоченного органа для продажи на условиях опциона. При этом планируемое увеличение объёмов производства, не связанное с изменениями конструкционных характеристик установки источника выбросов парниковых газов и вводом в эксплуатацию новых источников выбросов, на сегодняшний день законодательством не рассматривается как основание для выделения дополнительных квот из резерва Национального плана.

Пунктом 7 статьи 94-2 Экологического кодекса определено, что в случае превышения установленного объёма квот природопользователь вправе компенсировать свои обязательства по сокращению выбросов парниковых газов единицами квот, приобретёнными у другого природопользователя, имеющего резерв. Однако, учитывая прогнозируемый рост потребления электроэнергии, затраты на приобретение недостающего объёма квот даже при самой минимально приемлемой прогнозируемой их рыночной стоимости могут исчисляться миллиардами тенге. При невозможности покупки станцией недостающих квот последуют многомиллиардные штрафные санкции. При этом, энергопроизводящие организации не в состоянии конкурировать на торгах по продаже квот с предприятиями из других секторов экономики из-за отсутствия соответствующих средств в тарифе. Так как значительная часть предприятий энергетики являются субъектами естественных монополий в области производства тепловой энергии, приобретение энергопроизводящими организациями недостающих объёмов квот на платной основе неизбежно приведёт к увеличению и без того высоких тарифов на тепловую и электрическую энергию. Это также потребует предоставления дополнительных дотаций из бюджета для социально незащищённых слоёв населения.

Принятый Национальный план приведёт к значительному сокращению объёмов производства в электроэнергетической отрасли, что прямо отразится на снижении объёмов добычи в угольной промышленности и железнодорожных перевозок. Существенно это повлияет на динамику роста всей промышленности, так как электроэнергетика Казахстана не сможет в полной мере обеспечить растущие потребности новых производств в электрической и тепловой энергии и, более того, будет вынуждена сокращать объёмы поставок в адрес своим действующим потребителям. В таких условиях реализация проектов в рамках государственных программ ФИИР и «Доступное жилье – 2020» будут сорваны только из-за искусственного ограничения Национальным планом объёма производства энергетической отрасли Казахстана. Рост стоимости электроэнергии и тепла прямо отразится на конкурентоспособности отечественного бизнеса и увеличит социальное напряжение в регионах. Фактически данный Национальный план вводит «налог на экономическое развитие» Казахстана и ставит под угрозу дальнейший рост экономики страны. Учитывая то, что энергопроизводящие предприятия Казахстана являются социально значимыми объектами, которые обязаны обеспечивать жизнедеятельность городов и крупных населённых пунктов, снабжая тепловой и электрической энергией население и промышленность, к вопросам сокращения выбросов парниковых газов при постоянно растущей потребности экономики Казахстана в тепловой и электрической энергии надо относиться достаточно взвешенно и комплексно. Необходимо проведение тщательного экономического анализа влияния Национального плана на дальнейшее развитие экономики страны и конкурентоспособность отечественного бизнеса. При этом следует учесть, что в мировой практике на сегодняшний день отсутствуют технологии и установки, внедрение которых позволило бы сокращать выбросы парниковых газов при сжигании угля. Единственной альтернативой углю угольных станций является газовое топливо. Однако газификация северных, центральных и восточных регионов страны планируется только после 2030 года. Учитывая сложившуюся ситуацию, требуется конструктивное рассмотрение Национального плана с участием всех заинтересованных государственных органов и представителей бизнес-сектора с целью выработки оптимального решения по вопросам регулирования выбросов парниковых газов без ущерба развитию электроэнергетической отрасли и экономики страны.

В 2015 году КЭА подготовила и внесла в рабочую группу Мажилиса Парламента РК предложения в проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам экологии» об отсрочки ввода в действие Национального плана распределения квот и торговли квотами до 2018 г. Предложения были поддержаны депутатами Парламента и Правительством Республики Казахстан.

О проблемах проектных институтов в области энергетики рассказал президент Казахстанского Научно-Исследовательского и Проектно-Изыскательского Института Топливно-Энергетических Систем Энергия Александр ТРОФИМОВ.

– В настоящее время институт имеет 100-процентное казахстанское содержание. – подтвердил Александр Степанович. – Деятельность института осуществляется в тесном сотрудничестве и взаимодействии со строительными, эксплуатационными организациями, заводами – изготовителями электротехнического оборудования.

Коллектив института полон оптимизма и веры в успех, ибо нет альтернативы необходимому восстановлению, модернизации и наращиванию потенциала электроэнергетики страны на базе оборудования и материалов, произведённых в нашей стране.

Одновременно предлагаем Вашему вниманию ряд общих проблем в энергетической отрасли РК, которые требуют решения в предстоящий период до 2020 года.

  1. Сегодня после преодоления сложных барьеров введено несколько энергетических объектов с использованием нетрадиционных источников энергии. Это первая в РК промышленная ветряная электростанция Курдайская в Жамбылской области мощностью 21 МВт. Первые четыре агрегата были с импортированы и введены в эксплуатацию 21 октября 2013 г., а остальные 7 и 10 агрегатов соответственно в 2014 и 2015 гг. Кроме того, ТОО «Vista International» в 2015 и 2016 гг. установила дополнительно ещё два агрегата мощностью по 1,35 МВт и 17 агрегатов мощностью 1,6 МВт. Таким образом, суммарная мощность Курдайского ветропарка составила 50,9 МВт. Дополнительная мощность ВЭС будет введена в эксплуатацию в декабре 2016 года, к 25-летию РК. Введённая в эксплуатацию в 2014 году повышающая подстанция 10/110 кВ обеспечивает выдачу дополнительной мощности ВЭС.

Введена в эксплуатацию Ерментауская ВЭС мощностью 40 МВт на севере Казахстана, а на юге Казахстана введена в эксплуатацию солнечная электростанция БурноеСолар1 мощностью 50 МВт, проект который был разработан институтом АО «КазНИПИИТЭС Энергия».

Анализ работы указанных энергоисточников подтвердил их эффективность, и они нормально вписались в режимный график энергосистемы Республики Казахстан.

Институт поддерживает предложения Минэнерго РК, представленные в докладе «Вопросы развития ВИЭ» и предлагает формировать выполнение программы ЭКСПО-2017 с намеченными показателями.

  1. На государственном уровне необходимо решить вопросы модернизации и развития распределительных электрических сетей 220 кВ и ниже, износ которых доходит до 70 %.
  2. АО КазНИПИИТЭС Энергия с 1962 года занимается комплексным проектированием Единой электроэнергетической системы Республики Казахстан, в том числе разработкой схем развития электрических сетей городов, районов и областей на перспективу 5–10–15 лет. В новых условиях хозяйствования Схема – это реальный и высокоэффективный инструмент реализации единой государственной технической политики в сфере проектирования и строительства объектов электроснабжения территорий Республики, в том числе локальных источников генерации с использованием возобновляемых источников энергии.

Финансирование разработки областных Схем развития необходимо осуществлять за счёт бюджетных средств, для чего нужно принять в установленном порядке соответствующие правительственные решения.

Институт предлагает свои услуги по разработке Схем развития электрических сетей напряжением 220 кВ и ниже по областям или регионам РК, в составе которых будут определены перспектива развития и объёмы нового электросетевого строительства, модернизации и реконструкции существующих сетей. Данные работы также актуальны в свете реализации программы «План нации 100 конкретных шагов», в рамках которой предусматривается укрупнение региональных электросетевых компаний.

Необходимо определить на уровне Минэнерго РК Заказчиков Схем развития, периодичность разработки которых должна составлять раз в 5 лет с последующей корректировкой раз в 3 года. Работа на перспективу является одной из важнейших задач планирования экономики государства.

  1. Отсутствие в структуре Минэнерго РК Главного технического управления, обеспечивающего выработку и мониторинг единой технической политики, нормативной базы и руководящих указаний, создало методологический вакуум в вопросах оптимизации электроэнергетики. Эти вопросы делегированы различным низовым структурам. Кроме того, назрела необходимость создания Технического Совета. Это всё организационные вопросы, которые могут быть решены без больших затрат.
  2. Для снижения затрат и внедрения новых технических решений необходимо начать разрабатывать типовые проекты закрытых и подземных подстанций напряжением 220, 110 и 35 кВ с учётом требований застройки городов и промышленных объектов.
  3. Не рассмотрены вопросы систем напряжений электрических сетей, что может привести к снижению эффективности распределения электрических нагрузок. Этот вопрос следует рассматривать и с учётом способов модернизации электрических сетей.
  4. В институте создано конструкторское бюро с численностью 65 специалистов. Бюро приступило к разработке конструкторской документации силовых трансформаторов и реакторов напряжением 110, 220 кВ, выпуск которых намечается на Шымкентском трансформаторном заводе, ввод в эксплуатацию которого намечен на 2018 год. Рабочий проект завода разрабатывает АО «КазНИПИИТЭС «Энергия».
  5. Ежегодно Комитет науки Министерства образования и науки РК проводит конкурс по Программе грантов на коммерциализации научно-исследовательских разработок – Стимулирование продуктивных инноваций. Заявка нашего института не прошла во втором этапе. Тем не менее, актуальность реализации нашей заявки «Управляемые шунтирующие реакторы на напряжение 110 кВ» не вызывает сомнений. Тем более, что Кентауский трансформаторный завод готов сделать предложенный шунтирующий реактор 110 кВ в 2018 году. Мы не просим лоббировать наше предложение, но считаем, что энергетическое сообщество РК, и в первую очередь МинЭнерго РК, должны быть в составе конкурсных комиссий.

Генеральный директор Союза инженеров-энергетиков Республики Казахстан Марат ДУЛКАИРОВ несколько оживил зал, выразив своё несогласие с некоторыми выступающими. Он подтвердил слова Вице-министра и Председателя правления АО «KEGOC» о том, что в Казахстане сложился профицит генерирующих мощностей, но о том, что можно успокоиться и больше не вводить в ближайшее время дополнительные базовые мощности, был явно против. В перерыве его окружили журналисты, желающие подробнее узнать о его мнении. На что он сказал:

– Сегодня в докладах я постоянно слышал про профицит генерирующих мощностей. Мол у нас мощностей достаточно, выработка превышает потребление. Да, я согласен, что потребление оставляет желать лучшего, что мы имеем запас по мощности, но профицит у нас только в одной области – где расположены две станции в Экибастузе и Аксуйская ГРЭС, которые работают на дешёвом экибастузском угле. Я бы согласился с избытком мощностей, если бы были линии 500 кВ ко всем регионам. Но, к сожалению, у нас генерации полно, а передать мощность в полной мере в другие регионы нет возможности. Поэтому необходима Южно-Казахстанская ГРЭС. Она ещё нужно и по другим причинам. Дело в том, что для устойчивости работы энергосистемы при наших расстояниях (1000 км и более) нам нужна подпитка, т. е. генерация в точках, куда распределена электроэнергия. Лучше иметь генерацию на месте, тогда будут снижаться потери, повысится надёжность электроснабжения. Думаю, что в каждом регионе нужно иметь хотя бы по одной базовой электростанции. Такой станцией у нас смотрится Южно-Казахстанская ГРЭС.

Проект строительства Южно-Казахстанской ГРЭС мощностью 4000 МВт на экибастузском угле был подготовлен ещё в 70-е годы прошлого столетия. Сооружение этой ГРЭС с жилым посёлком Улькен было начато на юго-западном берегу озера Балхаш, но в связи со спадом промышленного производства, снижением электропотребления строительство ГРЭС было остановлено. Сейчас было бы достаточно, чтобы в базе работали хотя бы 2 блока по 660 МВт.

Кроме того, у нас недостаток маневренных электростанций, что является сдерживающим фактором для внедрения возобновляемых источников энергии. Сегодня мы работаем в параллель с Россией и, поскольку их автоматика поддерживает частоту и мощность, за все излишние перетоки нам приходится платить.

Я также не согласен с Николаем Радостовцем, который считает, что у нас профицит и рынка мощности нам не нужно. Мне непонятно также, что, распределяя квоты на поставку электроэнергии южным областям Казахстана, КЕГОК тоже говорит о профиците. 

 

Резолюция энергетического форума 
«Электроэнергетика Казахстана –
 
состояние и перспективы устойчивого развития» 

10 ноября 2016 года в городе Астана Казахстанская Электроэнергетическая Ассоциация (КЭА) провела Энергетический форум на тему: «Электроэнергетика Казахстана – состояние и перспективы устойчивого развития».

Участники форума с удовлетворением отметили достигнутые результаты модернизации и реконструкции действующих генерирующих мощностей, выполнение в рамках действия предельных тарифов. С учётом данного положительного от утверждены сроком на пять лет тарифы для региональных электросетевых компаний.

В настоящее время в силу внешних и внутренних факторов, в том числе экономической ситуации, в электроэнергетической отрасли намечается профицит выработки электрической энергии, и в связи с этим есть опасения по поводу принятия возможных решений по сворачиванию планов по обновлению существующих строительству новых энергообъектов. В силу инерционности электроэнергетической отрасли её развитие необходимо всегда рассматривать в долгосрочной перспективе, что требует взвешенного подхода при разработке и реализации комплекса законодательного, программного и практического характера, направленных на изменение отношения к энергоресурсам в обществе, перестройку экономики акцентом на энергоэффективные отрасли и сектора, фактическое обновление существующих производств с устаревшими технологиями и оборудованием.

В целях дальнейшего эффективного развития электроэнергетической отрасли угольной промышленности; совершенствования системы регулирования парниковых газов; вовлечения в баланс возобновляемых источников энергии; оптимизация структуры рынка электроэнергии; повышения инвестиционной привлекательное отрасли; стимулирования энергосберегающих технологий и рационально использования энергоресурсов, участники форума рекомендуют:

Министерству энергетики Республики Казахстан:

1. Консолидировать усилия государства, частного сектора и научно-инженерного корпуса на решение проблемы модернизации электроэнергетики. Восстановление и обновление изношенных основных производственных фондов электроэнергетических предприятий – это долговременная задача, которая требует колоссальных инвестиционных ресурсов с длительным сроком окупаемости. Реализовать намеченные планы только за счёт собственных средств предприятий и повышения тарифов на электроэнергию нереально. Поэтому необходимо искать дополнительны формы финансирования энергетической отрасли, такие как, например, привлечение инвестиций в развитие электроэнергетики за счёт выпуска ликвидных ценных бумаг, размещения их на фондовом рынке внутри страны, привлечение инвестиционных средств государства (целесообразна разработка Государственной программы поддержки энергетического комплекса, в предприятиях с частной формой собственности – через партнёрство), привлечение средств энергоёмких потребителей т. д. При этом будет необходимо обеспечить надлежащий контроль за выполнением принятых обязательств по вложению инвестиций на модернизацию, техническое перевооружение электротехнического оборудования электрических и тепловых станций и сетей собственниками.

2. Обеспечить разработку модели рынка электрической энергии и мощности с привлечением всех заинтересованных сторон.

3. Пересмотреть Экологический кодекс Республики Казахстан в части выработки стимулирующих мер по проведению природоохранных мероприятий для улучшения состояния охраны окружающей среды, в том числе по вторичному использованию золошлаковых отходов.

4. Принимая во внимание, что действие Парижского соглашения по изменению климата наступает с 2020 гола, продлить приостановку действия норм главы 9-1 по регулированию парниковых газов и системы торговли квотами парниковых газов в отношении электростанций до 1 января 2020 года в связи с отсутствием альтернативы угольной генерации. В этот период обеспечить проведение тщательного экономического анализа влияния регулирования выбросов парниковых газов на дальнейшее развитие экономики страны и конкурентоспособность отечественного бизнеса.

5. Обеспечить завершение разработки и утверждения Закона РК «О теплоснабжении» для законодательного урегулирования отношений, связанных с теплоснабжением и тепловыми сетями, структурой и функционированием рынка тепла, определением места и роли станций с комбинированным режимом работы.

6. Предусмотреть в 2017–2018 годах финансирование разработки технико¬-экономического исследования состояния действующих систем централизованного теплоснабжения городов Республики Казахстан, включая ТЭЦ, котельные и тепловые сети.

7. С целью принятия правильных решений по действующим региональным ТЭЦ обеспечить своевременную разработку схем теплоснабжения городов с перспективой на 10–15 лет. Это позволит планировать объёмы реконструкции действующих станций, строительство замещающих мощностей или новых ТЭЦ.

Также необходимо в обязательном порядке один раз в 5 лет выполнять областные Схемы развития электрических сетей и один раз в 3 года их корректировку. Схема – это определяющий документ по развитию и реконструкции электросетей для обеспечения надёжного электроснабжения всех потребителей данной территории. В этих работах рассматриваются и вопросы децентрализованного электроснабжения с учётом удалённого размещения потребителей от подстанций электросетевых районов.

8. Обеспечить законодательное регламентирование отвода земель для воздушных линий электропередачи, тепловых сетей в Земельном кодексе Республики Казахстан.

9. Урегулировать вопросы по оформлению региональными электросетевыми компаниями правоустанавливающих документов на земельные участки под линиями электропередачи, в том числе на земли общего пользования и те, которые уже находятся в собственности третьих лиц; по нарушению охранных зон электрических сетей в черте городов; по бесхозным электрическим сетям.

10. Урегулировать вопросы по восстановлению платы за присоединение дополнительных мощностей.

11. Разработать методику расчёта платы за реактивную мощность и механизм, обязывающий субъекты рынка устанавливать компенсирующие устройства для снижения потерь активной мощности.

12. Для обеспечения устойчивого развития электроэнергетической отрасли с динамически развивающимся сектором ВИЭ необходимо обеспечить:

1) разработку комплексного плана развития ВИЭ с тесной увязкой с планами развития энергетического комплекса страны;

2) внедрение системы аукционов для проектов ВИЭ с целью стимулирования снижения стоимости ВИЭ;

3) государственное регулирование проектов ВИЭ.

13 Обеспечить проведение аккредитации проектных институтов, которые должны обеспечивать выполнение основных объёмов проектно-изыскательских работ в части электроэнергетики.

14. Оказать поддержку на законодательном и организационном уровнях развитию предприятий по производству электроэнергетического оборудования, электротехнической продукции, специализированных строительно-монтажных организаций и проектных организаций. Усилить и расширить меры поддержки отечественных производителей со стороны государства.

Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции 
Министерства национальной экономики Республики Казахстан:

Рассмотреть вопросы повышения эффективности тарифной политики для энергетических предприятий – субъектов естественной монополии:

  1. Разработать новые подходы по внедрению стимулирующего метода тарифообразования в сфере электро- и теплоэнергетики, а также механизмы поддержки социальных слоёв населения при внедрении предельных тарифов на услуги объектов естественных монополий в сфере электро- и теплоэнергетики.
  2. Законодательно закрепить общие принципы организации экономических отношений в теплоснабжении, а также формирование основ государственной политики в этой сфере.

Необходимо понимать, что тарифообразование для станций с комбинированным производством это особая сфера, требующая устранения перекосов в вопросах распределения затрат на производство электрической и тепловой энергии, то есть задействованных активов. Одной из актуальных задач в секторе теплоснабжения является восстановление, модернизация тепловых сетей, тепловых насосных станций, тепловых пунктов и доведением потерь до мировых стандартов. На это требуется время и большие финансовые средства. При этом около 80% тепловых сетей в Казахстане находятся в коммунальной собственности, а 20% в частной собственности. В настоящее время бюджеты всех уровней финансируют модернизацию тепловых сетей. В тоже время, теплотранзиты, получая субсидии из бюджета, в полном объеме платят налог на имущество, корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость. Поскольку стоит задача по восстановлению и модернизации тепловых сетей и их инфраструктуры, необходимо рассмотреть возможность освобождения от уплаты указанных налогов. Эта мера позволит в первую очередь снизить темпы ежегодного роста тарифов для потребителей и создать условия для привлечения и финансирования замены старых сетей на новые в теплоэнергетике и в сфере водоснабжения и канализации, поскольку материалы, оборудование и новые технологии, достаточно дорогостоящие и ведут к значительному росту налога на имущество и другим отчислениям.

В конечном счёте, специальный налоговый режим для таких предприятий позволит создать условия для восстановления, обновления оборудования предприятий жизнеобеспечения.

  1. Внести соответствующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты для обеспечения необходимого уровня оплаты труда работникам отрасли. При расчёте тарифа затраты на оплату труда определять исходя из нормативной численности персонала и размера среднемесячной заработной платы на промышленных предприятиях РК согласно статистических данных, а не из размера заработной платы, утверждённой в предыдущем тарифе, как это делается в настоящее время;
  2. Увеличить инвестиционную составляющую в тарифе путем включения в тарифную смету амортизационных отчислений после переоценки основных средств, а также гарантировать включение нормы прибыли в тариф, а также совершенствовать процесс утверждения инвестиционной программы.
  3. Учитывать в тарифных сметах реальный рост цен на сырье, материалы, ГСМ, который зачастую превышает заданный уровень инфляции.
  4. Включить в тарифную смету затраты, необходимые на устранение несоответствий по предписаниям государственных органов.

 

От имени и по поручению участников Энергетического форума Председатель Совета директоров Казахстанской Электроэнергетической Ассоциации

Ж. Кушербаев.