Союз инженеров-энергетиков Республики Казахстан 17–18 октября 2019 года провёл XV Форум главных энергетиков предприятий Казахстана.

Одной из главных тем являлось формирование и регулирование тарифов в соответствии с новым Законом РК «О естественных монополиях». Обсуждались вопросы подачи заявок, формирования тарифной сметы, согласование и утверждение расходной части; методы тарифного регулирования. А также была рассмотрен тема повышения надёжности энергоснабжения регионов посредством совершенствования системной противоаварийной автоматики. К участию на Форуме были приглашены руководители и специалисты генерирующих, распределительных и сбытовых энергетических компаний, научно-исследовательских и проектных институтов, строительных, монтажных и наладочных организаций, промышленных предприятий Республики Казахстан.

Марат Турганбекович поблагодарил всех, кто смог приехать в этот период – период подготовки к работе в осенне-зимний период. «Многие ремонтные кампании уже завершены, значимых изменений за последние три месяца в отрасли нет, поэтому приступим к основной тематике.

«В 2013 году Казахстан обратился к специалистами Европейского Банка Реконструкции и Развития за оказанием помощи в совершенствовании тарифной политики. В последствии, с 2016 года сроком на 5 лет были установлены предельные тарифы. Это был первый этап совершенствования, который имел довольно положительный эффект – проведены многие ремонтные кампании и даже реконструкции, т.е. предельный тариф поддержал и помог, показал свою эффективность. Следующим этапом этой тарифной политики предусматривается переход на стимулирующий метод тарифного регулирования. Этот метод применяется во многих европейских странах. Отличительная особенность этого метода регулирования заключается в том, что 50 % прибыли, субъект естественной монополии имеет право использовать по своему усмотрению и освобождается от пооперационного контроля статей затрат. Конечно, при этом к субъекту естественных монополий не должно быть претензий по качеству предоставляемых услуг со стороны потребителя».

Приветственное слово участникам Форума произнёс проректор АУЭС по научной и инновационной деятельности САУХИМОВ Алмаз Абжалиевич. Пожелав участникам Форума успешных дискуссий, Алмаз Абжалиевич подчеркнул уникальность формата семинаров Союза инженеров-энергетиков. «Энергетика не стоит на месте и очень важно, чтобы на таких площадках высказывались компетентные мнения, которые позволяли бы улучшать нашу отрасль. На это мероприятие мы пригласили обучающихся наших обучающихся для того, чтобы они тоже включались в проблемы главных энергетиков предприятий. Таким образом семинары Союза – это площадка как для потенциальных работодателей, так и будущих специалистов, что удовлетворяет интересам всех вместе собравшихся. Хотелось бы, Марат Турганбекович, объединить наши усилия и вывести мероприятия Союза на более высокий уровень, и я думаю у нас это получится».

Далее, согласно регламенту семинара, слово было предоставлено главному специалисту по регулированию монополий и цен Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защиты конкуренции и прав потребителя по г. Алматы Мади ИХЛАСОВУ.

«Сегодня я хочу рассказать о стимулирующем методе тарифного регулирования, который скорее всего будет введён с 2020 года. Основным результатом нормотворческой деятельности за 2018 год стало подписание 27 декабря 2018 года Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях». Как известно, с 2015 года ведётся масштабная работа по привлечению инвестиций в сферы естественных монополий, в том числе сферы передачи и распределении электрической энергии. В рамках данных работ за прошедшие 3 года уже привлечено инвестиций в сфере естественных монополий на сумму 1,02 трлн тенге. А благодаря принятию Особого порядка регулирования субъектов, привлекающих займы международных финансовых организаций, удалось привлечь за два года 19,6 млрд тенге. Однако, несмотря на достигнутые результаты, в регулировании деятельности субъектов естественных монополий остаётся ряд проблем. Одной из основных проблем является применение на протяжении долгого времени затратного метода тарифного регулирования, который сводится к определению тарифов субъекта на предоставляемые услуги на основании вступления в структуру тарифа как можно большего объёма затрат и определённой доли прибыли у субъекта естественной монополии. При этом у субъекта отсутствовал стимул к снижению своих издержек, уменьшение которых напрямую влияло бы на величину тарифа. Таким образом, предприятия стремились не к повышению своей деятельности, а к перекапитализации и, как следствие, к увеличению прибыли. Естественно, сложившаяся ситуация не лучшим образом отражалась на физическом состоянии активов. В целях создания условий для реализации долгосрочных проектов по модернизации инфраструктуры в сферах естественных монополий, Комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей был разработан и введён в действие новый Закон РК «О естественных монополиях». Согласно новому закону, стимулирующий метод тарифного регулирования – метод тарифного регулирования тарифа в зависимости от соблюдения показателей качества и надёжности регулируемых услуг и достижения показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий. Данный метод тарифного регулирования направлен на снижение инвестиций, стимулирование самих монополистов к снижению операционных затрат и повышению эффективности их деятельности. При этом для субъектов естественных монополий уполномоченным органом совместно с соответствующими государственными органами будут утверждаться показатели качества и надёжности регулируемых услуг. Например, в сфере передачи и распределения электроэнергии показателями качества и надёжности станут: количество жалоб потребителей на качество оказанных услуг; среднее число и длительность внеплановых отключений. В сфере теплоснабжения – количество потребителей (дней) отключения теплоснабжения в течение отопительного сезона. В сфере водоснабжения – количество перерывов в подаче воды более 4 часов; доля потерь воды в системах водоснабжения при транспортировке в общем объёме воды, поданной в водопроводную сеть. Недостижение данных показателей будет влиять на снижение уровня тарифа субъекта естественной монополии. Применение стимулирующего тарифа будет возможно только при экономической и технологической готовности субъектов.

При подаче заявки на утверждение тарифа  с применением стимулирующего метода к заявке прилагается сокращённый список документов – 10 вместо 15. Нет обязанности предоставлять следующие документы:

  1. Проект тарифной сметы с приложением обосновывающих материалов
  2. Смета затрат, направленных на ремонт, не приводящих к росту стоимости основных средств
  3. Постатейные расчёты расходов
  4. Копии решений конкурсных (тендерных) комиссий по закупке материальных, финансовых ресурсов, оборудования и товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год
  5. Расчёт амортизационных отчислений на основные средства

Стимулирующие тарифы для энергокомпаний не повлияют на стоимость электроэнергии для населения.

Основные преимущества стимулирующего метода тарифного регулирования:

Для субъектов естественных монополий:

  1. Возможность привлечения долгосрочных инвестиций
  2. Повышение капитализации (развитие инфраструктуры)
  3. Повышение качества стратегического планирования (прогнозирование расходов и доходов на 5 и более лет)
  4. Экономическая мотивация снижения издержек производства ресурсов

Для потребителей:

  1. Повышение качества и надёжности предоставляемых услуг субъектами естественной монополий
  2. Стабильный тариф

Для частного бизнеса – гарантированный возврат капитала