Какова готовность нормативной правовой базы Казахстана к строительству АЭС?

0
789

Ни угольные, ни газовые, ни возобновляемые источники энергии не могут заменить базовую генерацию в стране. Об этом заявили энергетики и другие эксперты ядерной физики на специальном семинаре в Алматинском университете энергетики и связи им. Г. Даукеева, передаёт корреспондент Orda.kz

Генеральный директор Союза инженеров-энергетиков РК Марат Дулкаиров напомнил, что Казахстан должен прийти к углеродной нейтральности уже в ближайшие десятилетия.«На сегодня ситуация сложилась таким образом, что альтернативы никакой нет – только строительство АЭС», – сказал энергетик.

Стране для покрытия дефицита базовой мощности необходимо строительство АЭС как минимум с двумя блоками мощностью от 1000 до 1400 МВт. Кроме того, нужны две тысячи специалистов для работы на ней, отметили специалисты.

«Строительство АЭС окажет мультипликативный эффект в развитии страны. Прогнозируется рост научно-технического и высококвалифицированного кадрового потенциала страны. Потребуется создание новых рабочих мест при строительстве до восьми тысяч и качественных кадров до двух тысяч на период эксплуатации. Как это принято в отрасли, одно рабочее место при сооружении АЭС создает ещё десять в смежных отраслях экономики. Планируется снижение выбросов парниковых газов до 10 млн тонн в год при развитии локальной промышленности и комплексное использование потенциала собственной топливной базы», – сказал генеральный директор «Казахстанские атомные электрические станции» Тимур Жантикин.

Он добавил, что одна АЭС обеспечит надежное энергоснабжение потребителей в течение более 60 лет.

База есть, однако

А что насчёт готовности нормативной правовой базы? На этот вопрос ответила генеральный директор Научно-технического центра «Безопасность ядерных технологий» Ирина Тажибаева. Из необходимых условий развития атомной энергетики и ядерных технологий эксперт выделила:

  • соблюдение принципов ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;
  • наличие регуляторной базы, независимого регуляторного органа;
  • соблюдение международных принципов и Соглашений;
  • компетентные специалисты (подготовка и переподготовка);
  • использование накопленного опыта и знаний, принцип преемственности поколений.
«Регуляторная база есть, но нуждается в совершенствовании. К примеру, в настоящее время нет общего перечня НПА в области использования атомной энергии – для каждого объекта использования атомной энергии применяется индивидуальный подход. Связано это с тем, что многие из документов разработаны и утверждены в Советском Союзе или Российской Федерации, и их действие распространено на Казахстан именно для конкретной установки. КАЭНК МЭ РК как регулирующий орган согласовывает перечень и даёт разрешение на применение НПА отдельно для каждой установки/объекта. Для планируемой к сооружению АЭС целесообразно частично согласовать регуляторные документы потенциальных поставщиков реакторных технологий (вендоров)», – сказала Тажибаева.

Она добавила, что расширить нормативную базу придётся значительно. По её мнению, в полный перечень НПА, используемых при создании АЭС, в обязательном порядке должны быть включены документы МАГАТЭ. А для успешной реализации положений конвенций и соглашений всё-таки не хватает некоторых подзаконных актов.

Необходимый перечень НПА должны составить в самом начале работ, ещё на этапе подготовки межправительственного соглашения по строительству АЭС, заключила Ирина Тажибаева. Утвердить документы должны постановлением правительства.

Другие эксперты отметили, что в Казахстане уже созданы следующие элементы ядерной инфраструктуры:

  • приняли обновленный закон об использовании атомной энергии;
  • создан и работает регуляторный орган – Комитет по атомному и энергетическому надзору и контролю; имеются организации технической поддержки регулятора;
  • страна стала участником основных международных конвенций и соглашений в области использования атомной энергии в мирных целях, имеет достаточно хорошо развитию законодательную базу;
  • назначили министерство (Министерство энергетики РК), несущее всю полноту ответственности за создание и поддержание на необходимом уровне всей ядерной инфраструктуры в стране;
  • озвучен возможный регион (район) строительства будущей АЭС;
  • сделали расчёты и провели соответствующий анализ потребностей в электроэнергии до 2035 года.

Для справки: в регулируемые сферы деятельности МЭ РК входит мирное использование атомной энергии, обеспечение ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности объектов использования атомной энергии, радиационной безопасности населения.

Подведя итог, эксперты вновь обсудили возможности, предстоящие трудности и кадровый вопрос в контексте строительства АЭС. Организатор семинара – «Казахстанские атомные электрические станции», принадлежащее АО «Самрук-Казына», а также Союз инженеров-энергетиков.