Камбаров М.Н., доктор техн. наук, Член международной ассоциации «Лидер мировой энергетики», участник ЕХРО 2017.
Усилия Президента республики КК Токаева по созданию Нового Казахстана находят поддержку у широкого круга населения страны. Он обоснованно подчеркивает первоочередные значения обеспечения энергетической и водной безопасностей страны без которых нельзя ускоренно развить экономику республики и поднимать уровень благосостояния народа.
Для Казахстана водная безопасность представляет собой особую проблему в виду ряда факторов: географического положения Казахстана, его существенной зависимости от трансграничных рек, ухудшения состояния окружающей среды, изменения климата. Республика по существу может стать водозависимой страной, поэтому проблема использования водных ресурсов трансграничных рек и подземных залежей вод, крупных озер для страны является наиболее приоритетной.
Водная безопасность стран Центральной Азии и Казахстана, зависимость их от водотоков трансграничных рек, стала предметом внимания и рассмотрения его на Саммите лидеров Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входит Китай. Россия, Казахстан и ряд других стран Востока , прошедшей в сентябре 2022 года в г. Самарканд.
Водные ресурсы по Казахстану распределены неравномерно. На восточный регион приходится 34,5% ресурсов, южный – 21,2%, западный – 13,4%, северный – 4,2%, центральный – 2,6%. Наиболее обеспечены водой восточные- области Казахстана – 290 тыс. м3 на км2.Но острый дефицит в воде испытывается в Атырауской, Кызылординской и особенно в Мангыстауской области. Семь из восьми бассейнов главных рек являются трансграничными, и порядка 45% ежегодных поверхностных вод должно поступать из соседних стран. Но ряд их как Урал, Сырдарья , Или близки или прервали свои течения.
Обеспечение водной безопасности в значительной степени о зависит от энергетической безопасности страны поскольку в республике помимо рек имеются крупные подземные залежи вод и подъем их на поверхность, распределение и ее поставка требует больших затрат электроэнергии. На состоявшемся в июне 2022г. Совете иностранных инвесторов Президент страны обратил внимание ее членов и на необходимость срочного решения проблем обеспечения энергетической безопасности республики и, в первую очередь, на базе использования возобновляемых и альтернативных источников энергии.
По данным гидрогеологов республики помимо рек по всей территории Казахстана расположены крупные залежи подземных пресных вод. Их разведанные запасы составляют более 20 кубических километров, то есть соизмеримые с объемом озера Балхаш. Располагаются они на глубине в среднем порядка 120 метров. Так. на севере Жамбылской области залегает водяная линза («подземное море») диаметром свыше 50 км , аналогичная линза имеется и южнее озера Балхаш. Центральный Казахстан и другие регионы располагают десятками более мелких залежей пресных вод.
При использовании только 5% этих объемов этих вод на душу населения РК придется примерно по 1000 куб метров питьевой воды в год. или около 3 кубометра (3000 литров) в сутки, что в разы превышает современные нормы водопотребления. Эти 5% пресных вод в течение года могут пополняться за счет дождевых и снежных осадков. То есть запасы залежей вод возобновляемы и следовательно не истощимы. Казахстан может быть гарантированно обеспечен пресной водой .
Электроэнергетика являясь фундаментной отраслью функционирования экономики и жизнеобеспечения страны может решать и водные проблемы. Но на республиканском совещании по вопросам развития электроэнергетики в мае 2021 года Президент РК указал и на изношенность электростанций, введенных 40-50 лет назад, снижению выработка ими э/э при росте ее потребления. Это приводит к дефициту ее в ближайшее десятилетие и соответственному повышению стоимости э/э, что негативно скажется на социально экономических аспектах страны при глобальных турбулентных процессах в мировой экономике. Становится насущной необходимостью строительство быстровозводимых экологически чистых станций с пониженной себестоимостью производства э/э.
Для подъема указанных 5:% залежей вод необходима доступная распределенная электроэнергия. по всей территории республики.. Ее можно выработать в первую очередь с использованием доступной энергией мощных ветров республики. Это даровый и экологически чистый энергоресурс. При этом ВЭС можно строить практически по всем областям страны включая регионы с расположением подземных вод, куда еще не проходят линии электропередач (ЛЭП) с напряжением 110 и 220 кВ. а строить их специально достаточно затратно.
Таким образом сочетанием этих двух возобновляемых ресурсов –залежей подземных вод и мощных ветров его регионов можно достаточно быстро устранить угрозу ожидаемого дефицита как энергии так и проблем обеспечения страны ее водными ресурсами.
Помимо возобновляемых энергоресурсов к числу альтернативных источников энергии можно отнести на перспективу и строительство атомной электростанции (АЭС). .Ввод ее на проектную мощность предполагается через 15 лет. Однако более актуальным на ближайшее десятилетие представляется ввод быстровозводимых электростанций для недопущения увеличения существующего дефицита э/э в стране. Это особенно важно в неустойчивый пост Covid период страны , достаточно турбулентное экономическое развитие экономик стран мира. Предлагаем один из возможных сценариев решения возникшей проблемы снижения дефицита э/э. Его удобно рассмотреть в табличной форме
Сопоставление комплексов ветряных электростанций РК и возможной атомной электростанцией с одинаковой выработкой электроэнергии в 20 млрд кВт-ч
№ |
Параметры сопоставления |
Комплекс ВЭС в РК |
Комментарии по ВЭС |
АЭС |
Комментарии по АЭС |
|
1 |
Площадки строительства |
24 ВЭС по 250 МВт В 16 областях РК |
Энерго потенциал ветров измерен по стандартам ветроэнергетики в 10 регионах РК |
Поселок Улькен на берегу озера Балхаш |
Имеется развитая электросетевая инфраструктура ЛЭП 500 кВ железная дорога автобан, залив озера Балхаш |
|
2 |
Стоимость проекта(млн долл) |
10 800 |
На покупных импортных ветротурбинах |
12 000 |
Поставщик оборудования еще не определен |
|
3 |
Использование предприятий РК (%) |
90 |
Производство ветротурбин в РК |
20 |
Инвестиции уйдут -зарубежным предприятиям |
|
4 |
Темпы ввода объектов (МВт/год) |
350 |
Параллельное строительство |
600 через 10 лет |
Последовательное строитедьство |
|
5 |
Себестоимость производства э/э (долл/ кВт-ч) |
В среднем 0.045 |
В Джунгарских воротах 0,02 |
0.12 |
С учетом вспомогательных страховочных дизельных электростанций |
|
6 |
Суточная прогнозируемость производства э/э (%) |
80 |
прогноз на сутки вперед появления ветров на каждой из ВЭС по территории РК с учетом работа СЭС и средних по мощности ГЭС с сезонными водохранилищами |
100 |
Не исключена возможность террористических актов |
|
7 |
Возможность производства голубого водорода путем электролиза воды |
Да |
В двух трех областях РК. Имеется интерес и заказы ряда стран Европы |
нет |
Высокая стоимость э/э |
|
8 |
Сроки жизни объектов (лет ) |
25 |
Возможна текущая замена части ветро турбин |
25 |
Опыт эксплуатации АЭС и закрытие ее МАГАТЭ на Мангыстау. Текущая замена турбин не возможна |
Как видно из таблицы рассмотренный сценарий можно считать достаточно объективным и приемлемым для целей снижения нарастающего дефицита электроэнергии в стране .Здесь необходимо остановиться и еще на одном аспекте комментариев по предлагаемому комплексу из 24 ВЭС. Он касается суточной прогнозируемости производства э/э этим комплексом поскольку энергия ветра недостаточно предсказуема даже на сутки вперед. Но на большой территории РК с расположением комплекса комплекса 24 ВЭС он будет существовать круглосуточно и ВЭС будут работать но с разной загрузкой. . То есть при снижении скорости ветра или кратковременном его отсутствии в одном регионе он может повышаться в других.
Они находятся практически в противофазе .Если наложить посуточные ветра остальных регионов, то суммарный график будет достаточно плотным. То есть электроэнергия выработанная на ВЭС будет присутствовать в объединенных электросетях республики с большой вероятностью круглосуточно.
Надо отметить, что общее количество ВЭС совместно с другими видами вводимых объектов ВИЭ (СЭС и ГЭС) в стране . постепенно становится больше числа тепловых станций страны. Это затрудняет оперативное управление всеми одновременно отвлекая внимание диспетчеров на более частые текущие сигналы от маломощных объектов ВИЭ и ВЭС Предлагается для этих объектов организовать отдельные региональные диспетчерские пункты, которые подчиняются Центральному диспетчерскому управлению всеми станциями республики. Тогда сбор прогнозов появления ветров на десятках ВЭС на территории РК и их возможной выработки э/э на следующие сутки будет отделен и обобщен на едином и более достоверном общем графике выработки ими э/э. Это упростит анализ балансов выработки и потребления э/э по стране на предстоящие сутки, облегчит общую диспетчеризацию в Единой энергосистеме республики в темпе процесса.
Помимо того, что также весьма важно, в Джунгарских воротах с его избыточными по мощности ветрами обеспечивающих низкую себестоимость э/э их ВЭС (до 2 центов США/ кВт-ч ) электроснабжая мощные стандартные промышленные электролизеры. можно производить в большом количестве водород со стоимостью существенно ниже мировых цен. Параллельное строительство ТЭЦ по типовым проектам на этом водородном топливе мощностью по 200 МВт в областных центрах займет короткое время. Такой путь привлекателен для инвестирования в том числе и зарубежного. Помимо внутренних потребности водород, как перспективное топливо текущего века, может быть и экспортирован в другие страны. Указанное в статье может гарантировать как энергетическую, так и существенно зависящую от нее и водную безопасность Казахстана.